Программа выявления и развития одар 22-27

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа «Школа с. Косой Брод»

Программа
выявления и развития
способностей и одаренности
на период 2022-2027 гг.

г. Полевской

Наименование
Программы
Разработчики
программы
Целевая аудитория,
адресность
программы
Цели и задачи
Программы

Нормативноправовое
обеспечение

Программа выявления и развития способностей и одаренности в
МБОУ ПГО «Школа с. Косой Брод»
Карфидова Е.В. директор школы;
Ясевич Т.Г. заместитель директора по УВР;
Клюева О.И., Советник директора школы по воспитанию и по
взаимодействию с общественными объединениями.
Воспитанники структурного подразделения «Детский сад»,
обучающиеся 1 – 9 классов школы, педагогический коллектив
школы (в т.ч., воспитатели),родительская общественность
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными
детьми.
Цель программы:
создание благоприятных условий для выявления и развития
одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального
самоопределения в соответствии со способностями через
оптимальную структуру школьного и дополнительного
образования.
Задачи:

нормативно-правовое
обеспечение,
организационное, научно-методическое,
мотивационное, информационное сопровождение внедрения
ФГОС;

выявление и отбор как одаренных и талантливых, так и
способных детей, создание условий для развития творческого
потенциала личности таких учеников;

создание организационных психолого- педагогических
условий для обучения и воспитания одаренных детей, для
развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих
способностей и личностного роста одаренных детей;

расширение возможности участия одаренных и способных
детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах;
развитие исследовательских способностей обучающихся через
школьное научное общество ОНО (около научное общество);

использование
инновационных
подходов
по
педагогическому сопровождению одарѐнных детей во всех
сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, спортивной,
социальной;

подготовка и повышение квалификации педагогов по
работе с одаренными детьми;

разработка
модели
психологопедагогического
сопровождения одаренных детей;

организация систематической психолого- педагогической
помощи семьям в воспитании иразвитии одаренного ребенка;

создание единого образовательного пространства базового
и дополнительного образования детей для индивидуализации
обучения и воспитания учащихся с общей одаренностью;

охват обучающихся с ОВЗ мероприятиями по выявлению и
поддержки одаренных детей

Основные положения «Конвенции о правах ребенка,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН

Декларация прав человека, принятая Генеральной

Ожидаемые
результаты

Ресурсное
обеспечение
Программы
Управление
Программой
Сроки реализации
программы

Ассамблеей ООН 10.12.1948г.

Конституция Российской Федерации

Закон 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в
рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной
Правительством РФ

Устав школы МБОУ ПГО «Школа с. Косой Брод»

Программа развития МБОУ ПГО «Школа с. Косой Брод»
Реализация Программы позволит:

Создание системы работы с одаренными детьми;

Увеличение количества одарѐнных детей, адекватно
проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

Повышение качества образования и воспитания школьников;

Положительная динамика процента участников и призеров
конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок,
соревнований различного уровня;

Создание
комплекса
благоприятных
условий,
обеспечивающего
формирование
и
развитие
личности,
важнейшими качествами которого станут инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни;

Создание
творческого
педагогического
коллектива,
участвующего в планировании и разработке программ, апробации
экспериментов
и
инноваций,
стимулирующих
развитие
профессиональных педагогических компетенций.

Создание
системы
подготовки,
переподготовки
и
повышения квалификации педагогов и других специалистов для
работы с одаренными детьми;

Расширение диапазона мероприятий для раскрытия
творческих способностей обучающихся;

Более раннее выявление одарѐнности, начиная с первой
ступени обучения (1-4 классы); выявление способностей и
интересов на уровне подготовительной группы детского сада.

Успешная социализация в обществе, разработка и
реализация индивидуальных образовательных маршрутов с учѐтом
профессионального самоопределения по окончании школы.
Основными ресурсами для реализацииПрограммы
являются:
 Кадровый потенциал
 Инновационный потенциал
Управление и контроль реализации
программы осуществляет директор школы. Корректировка
программы осуществляется методическимсоветом.
2022-2027 г.г.

1. Аннотация
Каждый человек имеет способности, важно помочь ему понять и определить свои
интересы, склонности и создать условия для их развития. Добьется ли человек успеха, во
многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать
свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить
свой талант, свои способности, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни,
обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.
Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в
людях, обладающих нестандартным мышлением. Важнейшим приоритетом в такой
ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут
носителями ведущих идей общественного прогресса. Поэтому одаренные дети должны
быть в центре специальных педагогических и социальных программ.
Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку
необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов,
стимулирования мотивации развития собственных способностей, поддержки его талантов.
Федеральные образовательные стандарты делают акцент на деятельностный
подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным
созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы еѐ достижения, быть
способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать
свои способности. Важно направить одарѐнного ребѐнка не на получение определѐнного
объѐма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить
самостоятельно, на основе полученного материала.
Отмечается ряд проблем, требующих пристального внимания и тесного
взаимодействия всей педагогической общественности:

отсутствие сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для
развития природных задатков школьников;

отсутствие целенаправленной системы поддержки одаренных детей, в
результате чего их творческий и интеллектуальный потенциал не раскрывается в полной
мере;

неподготовленность учителей к индивидуализации обучения;

ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с
одаренными детьми.
Основное назначение программы как управленческого документа заключается в
разработке целостной системы действий, с учетом ресурсов: материально-технического и
кадрового обеспечения. Программа направлена на достижение стратегических целей и
эффективное решение приоритетных задач развития образования в МБОУ ПГО «Школа с.
Косой Брод», рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях
реализации ФГОС ООО.

№
1.
2.

2. Формы поиска и выявления одаренных детей.
Форма
Название
Мониторинг
Педагогический мониторинг в урочной и внеурочной
деятельности
Диагностика
Диагностика выявления интересов младших школьников
обучающихся, в
Диагностика
лидерских
способностей
(Е.Жариков,
т.ч., с ОВЗ
Е.Крушельницкий)
Методика
"Составление
расписания
на
неделю"
С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
Тест креативности Торренса, диагностика творческого
мышления
Тест на диагностику творческого потенциала и

3.

Конкурсы

4.

Олимпиады

5.

Оценка
внеучебных
достижений

№
1.
2.

3.
4.

креативности
Диагностики профессиональной направленности. Методика
Л.А. Йовайши
Участие
в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,
включенных в Перечни, ежегодно утверждаемые
Минобрнауки и Минпросвещения РФ (с указанием пункта
Перечня), кроме ВсОШ, мероприятиях фестиваля
«Самоцветы» (ПГО), ИРО, Дворца Молодежи
Школьный, муниципальный и региональный этап
Всероссийской олимпиады школьников
Мониторинг достижений обучающихся по направлениям
«Творчество», «Спорт», «Интеллект» и др., в т.ч. за
пределами образовательной организации.

3. Формы презентации достижений обучающихся:
Форма
Название
Выставки
Выставка работ обучающихся
Конкурсы
Конкурс видеороликов, конкурс чтецов, конкурс военнопатриотической песни, конкурс театральных постановок,
Юный шахматист
Интеллектуальные
«Что? Где? Когда?», Ителлектуальный брейн-ринг
игры
Сдача нормативов
Защита значков ГТО

В школе отработаны программы психолого-педагогического сопровождения
социализации одаренных детей:
 диагностика «Оценка коммуникативных способностей»,
 диагностика «Акцентуация характера»,
 диагностика «Шкала самооценки»,
 тренинг «Развитие лидерских качеств» (для обучающихся 8-9 классов),
 активизации умственной активности» (для обучающихся 8-9 классов).
4. Содержание программы
Терминология. Концептуальные основы.
Термины, которые используются при характеристике познавательных
возможностей обучающихся, включает такие понятия как: способности, талант,
одаренность, гениальность.
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно
заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой- либо
определенной деятельности.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием
качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей
творчества.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в
одном или нескольких видах деятельности посравнению с другими людьми.
Одаренные дети - это дети, которые отличаются высокими функциональными или
потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической,
творческой, художественной, психомоторнойили социальной.
Под педагогической поддержкой одаренных детей понимается создание программ
обучения и воспитания одаренных детей, а также реализация этих программ в учебном

процессе в соответствии с потребностями и возможностями этой категории обучающихся,
что обеспечивает дальнейшее развитие одаренности специфическими педагогическими
средствами.
Под психологической поддержкой одаренных детей понимается система
психологических мер, способствующих беспрепятственному развитию личности ребенка.
Под социальной помощью одаренным детям понимается специальная деятельность
федеральных, региональных, муниципальных и общественных организаций по
минимизации факторов, значительно усложняющих процессы.
При разработке теоретических основ программы в качестве исходных были
использованы следующие концептуальные положения:
1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой
необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают
сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые
годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в
младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая,
универсальная способность.
2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека
(А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень
творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и
исследовательской активности.
3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется
внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной
личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических
барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые
замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его
достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности,
проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях
могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства
особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит
использовать словосочетание ―одаренный ребенок‖ в плане констатации (жесткой
фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм
ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – ―одаренный‖, на следующих этапах
развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть
болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в
специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться
одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия ―одаренный
ребенок‖ следует использовать понятие ―признаки одаренности ребенка‖ (или ―ребенок с
признаками одаренности‖).
Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде
всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного
ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный
объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень.
Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не
только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой
ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса.
Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию
воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный
ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто
способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко
признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного
ребенка с внешней мотивацией – это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи.

Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию
деятельности, для способного важен результат и его оценка.
Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная
характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может
колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного
развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и
любого ребенка, должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить.
Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие
постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной
трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.
4.1. Методологические принципы
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
1.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в
системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с
одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса иматериальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках
данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс
саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого
соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и
организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию
субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей
выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю,
самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подходобусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе
освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится
творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы
ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых,
становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные
способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование
и прогнозирование деятельности.
4.2. Рабочая типология детской одаренности
1.
Дети, одаренные в познавательной деятельности (две подгруппы: академически
одаренные дети и интеллектуально одаренные дети):
 Академически одаренные дети — дети, успешно обучающиеся в школе, отлично
справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень обучаемости
(академическая одаренность).
 Интеллектуально одаренные дети — дети с высокими показателями специальных
тестов интеллекта (интеллектуальная одаренность).
Выявление:
Наряду с традиционными психометрическими (IQ) критериями идентификации
одаренности являются три типа качественных критериев: реальные интеллектуальные
достижения, своеобразие интеллектуальной деятельности и особенности мотивационной

сферы одаренных старшеклассников. Оценка одаренности по качественным критериям
проводится при помощи экспертных оценок, наблюдения в процессе реальной
деятельностии анализа творческих работ учащихся.
Формы развития:
 программа центра довузовской подготовки для учащихся 9 классов,
 курсы по углубленному изучению предметов,
 организация работы предметных секций школьного научного общества,
 работа предметных кружков,
 городская научно-практическая конференция,
 использование учителями инновационных технологий, предоставляющих
возможности развития одаренности обучающихся.
2.
Художественно-эстетически одаренные дети — дети с высоким уровнем творческих
способностей, основанных на сочетании высокого уровня развития логического (или
конвергентного) мышления и творческого мышления. В эту же группу мы относим детей,
достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов,
поэтов, художников, шахматистов и пр. (творческая одаренность).
Выявление:
Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, то есть типу
мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее
содержания; тогда как типичное для нас - конвергентное мышление -направлено на поиск
из множества решений единственно верного. Тесты измерения интеллекта, выявляющие
скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся
для измерения креативности. В школах для оценки уровня креативности чаще всего
применяются тесты творческого мышления Торренса (являются весьма трудоемкими при
проведении и обработке данных) и опросник креативности Джонсона. Мы считаем
надежным, валидным, не требующим больших затрат времени при тестировании является
набор креативных тестов Вильямса. Предназначен для тестирования подростков 9-17 лет,
состоит из трех частей:
1я – тест дивергентного мышления (образный по форме проведения, групповой
по способу проведения).
2я – опросник личностных, творческих характеристик (50 утверждений).
3я – оценочная шкала Вильямса для учителей и родителей, направленная на
выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях данного ребенка.
Формы развития:
1)
участие в творческих конкурсах разного уровня:
2)
занятия в кружках и секциях.
3)
Спортивно и физически одаренные дети — дети, имеющие высокий уровень
физической подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и
выносливостью, выполняющие спортивные нормативы на очень высоком уровне
(спортивная или двигательная одаренность).
Выявление:
 участие в школьных, муниципальных, региональных спортивных соревнованиях
(муниципальная
спартакиада
школьников,
всероссийские
соревнования
«Президентские состязания»).
Развитие:
 занятия в спортивных секциях.
4.3. Направления программы «Одаренные дети»:
Направления:
Работа с обучающимися.
Организация и содержание учебного процесса:

 ориентирование на достижения мировой культуры как основы образования;
 на достижения в области экономических, физико-математических, правовых
знаний;
 введение курсов внеурочной деятельности;
 индивидуализация обучения, внедрение индивидуальных образовательных
маршрутов;
 ориентирование на организацию научно-исследовательской деятельности
учащихся;
 формирование подгрупп учащихся по выявленным способностям, одаренностям с
последующей
разработкой
ориентированных
направлений
внеурочной
деятельности.
Работа с педагогическим коллективом.
 обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных
детей;
 освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного
процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;
 разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей
одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;
 ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности
одаренного ребенка.
 создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;
 разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных
программ;
Работа с родителями одаренных детей.
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий,
направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей
ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической
поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают
родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания, в проведении
которых используются разные формы:
 круглые столы;
 информационно-практические беседы;
 обучающие семинары;
 творческие лаборатории родителей;
 родительские педагогические тренинги.
Темы бесед для родителей:
 «Особенности учебной деятельности одаренных детей»,
 «Психологические особенности одаренных детей»,
 «Способности и одаренность детей»,
 «Факторы влияющие на развитие одаренности»,
 «Как помочь ребенку, обладающему незаурядными способностями?».
Одаренным детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к условиям
обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического
дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок
и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои
потенциальные возможности.
При организации работы с одаренными детьми следует:
 учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых

качеств;
 создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка
положительной «Я – концепции», как важнейшего условия полной реализации
интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;
 оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для
родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей
ребенка и его самоопределения.
Следовательно, задача каждого учителя - разработать систему рекомендаций для
родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого-педагогической
поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
4.4. Система работы с одаренными детьми
Работа с одаренными распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует
признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые
группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах
вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной
адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного
времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для
выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны
органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то
же время отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке
рекомендуется использование разных вариантов учебного плана и обучения по
индивидуальным программам по отдельным учебным предметам.
Формы работы на уроке могут быть:
 тематические и проблемные мини-курсы,
 «мозговые штурмы»,
 ролевые тренинги,
 научно-практическая работа,
 творческие зачеты.
Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный
материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера,
например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой
деятельности повышенного или высокого уровня.
Формы и методы внеурочной работы:
 факультативы;
 элективные курсы;
 кружки по интересам;
 конкурсы;
 работа по индивидуальным планам;
Взаимодействие образовательной организации с другими структурами социума
для создания благоприятных условий развития одаренности
4.5. Методы и средства обучения одарѐнных детей
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности обучающихся,
являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития
познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению
интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются
методы
творческого
характера:
проблемные,
поисковые,
эвристические,
исследовательские, проектные  в сочетании с методами самостоятельной,

индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательномотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и
интересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления и
многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости,
самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к
сотрудничеству.
Педагогические технологии
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и
стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными
являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают
простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего,
технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного
обучения, и методика обучения в «малых группах».
1.
Технология проблемного обучения.
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая
деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе
выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач
проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности. У
школьника появляется возможность заявить о своих способностях и максимально их
развить. Проблемное обучение способствуют активизации творческого потенциала
школьника и становлению его на активную позицию в процессе обучения.
И.Я. Лернер, один из основоположников проблемного обучения, сущность
проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает
участие в решении новых для него познавательных и практических проблем». При
проблемном обучении преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и
организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает
оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых
выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной
самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и
творческого мышления и познавательных способностей. Опираясь на закономерности
психологии мышления, логику научного исследования, способствует развитию интеллекта
учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В
основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации
процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности
обучающихся, т.е. открытия ими под руководством учителя выводов науки, способов
действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
В процессе мыслительного процесса и разрешения проблемной ситуации
происходит осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи
осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека. Через мыслительную
деятельность реализуются творческие способности, задатки которых присущи любому
ребенку. Учителю нужно суметь раскрыть и развить в детях качества, лежащие в основе
творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества:
фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных
ситуаций. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей
условия длятворческого развития обучающихся.
Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать
проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие
способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять
поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую
невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности
получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения
нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно

связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Именно проблемное обучение позволит сегодня реализовать новые
образовательные стандарты в работе с одаренными.
Типичные задания проблемного обучения:
рассмотреть явление с различных позиций,
провести сравнение,
обобщить, сформулировать выводы из ситуации,
сопоставить факты,
сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику рассуждения).
2.
Технология проектного обучения
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками
знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даѐт новые
возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих
способностей. С учѐтом интересов и уровней дарования конкретных учеников им
предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение
практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее
публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет
одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь
включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно
углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию
его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором
проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей
фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку
вовремя проявить и развить свой талант.
5. Сроки реализации программы и план мероприятий
Сроки реализации Программы: 2022-2027 год
1-й этап – Методологический (2022- 2023 гг.)
Цель
Подготовка условий для формирования системы работы с детьми,
проявившими выдающиеся способности
Задачи
 изучить нормативную базу;
- внедрить систему диагностирования;
 спланировать работу с одаренными учащимися;
 распределить обязанности среди участников программы;
 проанализировать материально-технические, педагогические
условия реализации проекта.
2-й этап - Деятельностный этап (2023-2026 гг.)
Цель
Организация целенаправленной работы с детьми, проявившими
выдающиеся способности
Задачи
 создать систему выявления детей, проявивших выдающиеся
способности.

создать
систему
школьных
олимпиад,
конференций,
интеллектуальных конкурсов и пр.
 создать систему психолого-педагогической поддержки детей и
родителей детей, проявивших выдающиеся способности.
 сформировать фонд поддержки детей, проявивших выдающиеся
способности.
 создать постоянно действующую систему повышения
квалификации педагогов для работы с одарѐнными детьми.

Цель
Задачи

3-й этап - Оценочно-регулятивный этап (2026-2027 гг.)
анализ достигнутых результатов.
 разработать механизм оценки достигнутых результатов.
 скорректировать механизмы реализации проекта с учѐтом
возникших трудностей.
 составить перспективный план дальнейшей работы с обучающимися.
План мероприятий по реализации
Программы выявления и развития способностей и одаренности
в МБОУ ПГО «Школа с. Косой Брод» на 2022-2027 гг.

№
1.

2.
3.

4.

5.

6.

7.

Мероприятия
Результат
Сроки
Ответственные
1й этап – Методологический (2018 – 2019 гг.)
Создание рабочей группы План работы с
октябрь
Директор
по реализациипрограммы одаренными
2022 г.
Е.В. Карфидова
детьми
Изучение нормативной Банк нормативных ноябрь
Директор
базы
документов
2022 г.
Е.В. Карфидова
Подбор
литературы, Представление
ноябрь
Библиотекарь
необходимой
для обзора литературы 2022 г.
самообразования
педагогов по проблеме.
Систематический обзор
новых поступлений.
Разработка
системы Система
НоябрьРабочая группа
поиска, выявления и психологодекабрь
поддержки
одаренных педагогической
2022 г.
детей
диагностики,
направленной на
выявление
обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности, их
поддержка
Обобщение имеющегося Выступление
на январь
Учителяпрактического
опыта школьном
2023 г.
предметники,
работы по работе с педагогическом
классные
одаренными
детьми, совете,
создание
руководители
обобщение
итогов рекомендаций для
работы
по учителей по работе
профориентационной
с
одаренными
диагностике
детьми
обучающихся
Создание
банка Банк работ
апрель
Советник по
творческих
работ
2023 г.
воспитанию
обучающихся
Клюева О.И.
Результат этапа - разработка системы психолого-педагогической диагностики,
мониторинг
2й этап - Деятельностный этап (2023-2026г.г.)
Проведение советов с Советы
1 раз в
Советник по
педагогами по вопросам
полугодие
воспитанию
выявления
одаренных

8.

9.

детей, работы с ними.
Разработка ИОМ для
способных,
одаренных
обучающихся
Организация
и
проведение предметных
олимпиад, конкурсов

Индивидуальные
образовательные
маршруты
Участие в очных и
дистанционных
олимпиадах,
конкурсах
уровня Выявление
одаренных

10. Диагностика
одарѐнности
школьников.
11. Пополнение
накопительной
папки
достижения
обучающихся
«Портфолио»
12. Пополнение
банка
данных одарѐнных детей
школы.
13. Организация научноисследовательской
деятельности
обучающихся в рамках
научного общества
учащихся.
14. Участие обучающихся в
муниципальных,
региональных,
Всероссийских
конкурсах
15. Внедрение системы
наставничества над
каждым одаренным
ребенком
16. Проведение
торжественных линеек

17. Организация психологопедагогического
просвещения родителей
способных и одаренных
школьников.
18. Психологопедагогическое
сопровождение
одаренных детей.
19. Разработка нормативноправовых документов.
20. Проведение
выставок
детского
творчества;
представление
опыта
работы по технологиям
интеллектуального

ноябрь,
ежегодно
постоянно

Кл. руководители,
учителя предметники
Зам по УВР,
педагог-вожатый

сентябрь,
апрель
ежегодно
апрель,
ежегодно

Рабочая группа

Банк данных

май
ежегодно

Зам по УВР

проведение
научнопрактических
конференций

ноябрь,
ежегодно

Зам по УВР,
руководитель
Центра Точка
роста

Организация
участия

В течение
года

Учителяпредметники,
педагог-вожатый

Сотрудничество
учителя и
одаренного
ребенка
Торжественные
линейки

1 четверть,
ежегодно

Зам по УВР

Май,
ежегодно

Директор, педагогорганизатор

Проведение
родительских
собраний

Март,
ежегодно

Педагог-психолог

Конкурс защиты
портфолио

Классные
руководители

Программы
В течение
Педагог-психолог
обучения
и года
воспитания
одаренных детей
Приказы
В течение
Директор
года
Организация
По
Педагогвыставки
дополнител организатор
ьному
плану

развития
21. Оформление
стенда
«Гордость школы»
22. Взаимодействие
с
социальными партнерами

Обновление
1 раз в год Зам по УВР
материала стенда
Согласованные
Ежегодно
Советник по
планы работ с
воспитанию
учреждениями
культуры, спорта,
ВУЗами по
принципу сетевого
взаимодействия
Результат 2-го этапа – создание системы выявления детей, проявившихвыдающиеся
способности и их психолого-педагогическая поддержка, система повышения
квалификациипедагогов для работы с одарѐнными детьми.
3й этап - Оценочно-регулятивный этап (2026-2027 г.г.)
23. Анализ работы в рамках Аналитическая
декабрь
Директор
реализации программы
справка
2026г.
24. Внедрение в практику Рейтинг участия в
январь
Директор
работы
рейтинга конкурсах и
2027г
обучающихся
олимпиадах
25. Внесение корректировок Индивидуальные
Ноябрь
Члены творческой
и
разработка
новой программы
2022
группы
Программы
- март2023
Результат 3го этапа - анализ достигнутых результатов, определение стратегических
задач по дальнейшему совершенствованию педагогическойподдержки способных и
талантливых детей.

№
1.
2.

3.
4.

№
1.
2.

3.

6. Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Направление
Ответственные
Создание рабочей группы попроблеме работы с
Директор
одаренными детьми.
Изучение и обобщение опыта работы педагогов по
Заместитель директора по
работе содаренными
УВР
Нормативно-правовое обеспечение (положения,
приказы)
Издание методических материалов,оформление
сайта

Заместитель директора по
УВР
Директор
Заместитель директора по
УВР
Ответственный за сайт

Кадровое обеспечение программы
Функция
Состав
Административно - координационная
Директор
Осуществление общего контроля и руководства
Координация реализации программы
Заместитель директора по
Проведение семинаров,консультаций.
УВР
Педаго-психолог
Осуществление программы в системе внеклассной Классные руководители,
работы
Использование новых педагогических технологий. Учителя-предметники

4.

Организация исследовательской работы учащихся
Организация психологического и социального
сопровождения
Сотрудничество с социальными партнерами

Педагог-психолог
Советник по воспитанию

7. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:

увеличить число выявленных детей с интеллектуальной и творческой
одарѐнностью;

изменить шкалу социальных ценностей обучающихся школы на
увеличение значимости такой категории как «знание»;

увеличить число педагогов, владеющих современными методиками
работы содаренными детьми;

расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей
обучающихся;

повысить уровень педагогической поддержки в отношении педагог одарѐнный ребѐнок;

начать более раннее выявление одарѐнности, начиная с первой ступени
обучения (1-4 классы), а также уровня дошкольного образования;

обеспечить положительную динамику интеллектуального, эмоциональноволевого и индивидуально-личностного развития обучающихся с учѐтом их природных
способностей и личностных интересов;

повысить ожидаемый результат нетрадиционной оценки успехов
обучающихся на конкурсной основе разных уровней (олимпиад, игр, проектной
деятельности программ, защиты учебно-исследовательских работ, творческих конкурсов,
спортивных соревнований и т.п.);

высокие достижения детей будут способствовать повышению рейтинга
личности обучающихся, в целом – всей школы.

способствовать успешной социализации в обществе, разработке и
реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учѐтом профессионального
самоопределения по окончании школы;

создать систему работы с одаренными детьми;

разработать и апробировать новые образовательные технологии для работы
с одаренными детьми.
С целью выявления соответствия ожидаемых результатов реально достигнутым
использовать следующий диагностический инструментарий:

анализ проведения школьных конкурсных мероприятий в разных сферах
деятельности;

отбор и рекомендации творческих работ учащихся для представления на
муниципальном уровне;

анализ участия школьников в олимпиадах разного уровня;

анализ работы школьного научного общества учащихся;

анкетирование учителей и учащихся;

наблюдение;

собеседование.
8. Возможные риски
Как показывают различные исследования, выявление одарѐнности в школе не
гарантирует успешности обучающегося в жизни в целом. Могут возникнуть возможные
риски при реализации данной программы:
Неправильное и неадекватное диагностирование одаренности ребенка. Это может
привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им
деятельности, может не достигнуть выдающихся результатов, не оправдать возложенных

на него надежд. В результате у него может сформироваться комплекс неполноценности и
блокировать проявления истинной одаренности.
Меры, которые могут предупредить этот риск:
 постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального
образования,
 комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, что
позволит использовать различные источники информации и охватить как можно
больший спектр его способностей,
 многократность обследования с использованием множества психодиагностических
процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одарѐнности и
индивидуальностью данного ребенка,
 экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением экспертов –
специалистов в соответствующей предметной области.
Рост и углубление социальной и интеллектуальной пропасти между
«одаренными» и «обычными» школьниками, элитарность и исключительность одних и
невнимание к другим. Это приведет к тому, что потенциально одарѐнные дети, чью
одарѐнность не удалось диагностировать, не смогут в полной мере проявиться. В то же
время некоторая элитарность общения может привести к тому, что одаренные дети не
будут развивать и тренировать умения взаимодействовать с детьми самых различных
уровней культуры и интеллекта.
Меры, которые могут предупредить этот риск:
 создание системы психолого-педагогического сопровождения каждого ученика в
процессе обучения (наставничество одаренных детей),
 анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах,
спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах.

ЛИТЕРАТУРА
1.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/
Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2.
Бабаева Ю.Д.. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса.М.:
Издательский центр «Академия», 1996.
3.
Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
4.
Кара, Ж.Ю. Художественная одаренность и пути еѐ развития. / Одарѐнный ребѐнок. № 6 Изд.
:Москва, 2011. 4.Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 1996.
5.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2003.
6.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
7.
Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М., 2001. 8.Одарѐнный ребѐнок:
особенности обучения. Под редакцией Н.В.Шумаковой.-М.: Просвещение, 2006 г.
8.
Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. М.: Арманов-центр, 2010.
9.
Концепция одаренности, разработанная по заказу Министерства образования Российской Федерации
Российским психологическим обществом, Институтом психологии РАН, Психологическим институтом
РАО авторским коллективом под руководством доктора психологических наук, профессора Богоявленской
Д.Б. . 2003г.
10.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М.:
Просвещение. 1996.
11.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ Принят
Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. Вступил в силу с 1сентября 2013 г.

Приложение 1.
Рекомендации родителям по воспитанию одаренных детей

дайте ребенку время для размышления и рефлексии;

старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями
одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;

старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для
интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на
развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;

избегайте сравнивать детей друг с другом;

дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться.

помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учитьсяна
своих ошибках;

поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределениевремени;

поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и
модели из любых имеющихся материалов;

способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или
другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;

дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте
увлечения и интересы в самых разнообразных областях;

не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;

будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить
творческую энергию и чувство собственной значимости;

находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его
самовыражении.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;

понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

интеллектуальную и творческую любознательность;

уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению;

привычку опираться на собственные силы и готовность нестиответственность за
свои поступки;

умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех
возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, еслисвоим
собственным поведением продемонстрируют, что:

они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или
интеллектуальном плане;

они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;

они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из
сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами
могут сделать все быстрее и лучше);

они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но
всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить
дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Классификация одаренности по разным критериям
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах
деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это
всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и
социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной,

трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также
психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и
реализации индивидуального дарования.
Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня
выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития. Развитие деятельности
по инициативе ребенка, когда он занимается этой деятельностью с любовью, постоянно ее
совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы, и его
деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача - есть
творчество. При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность»
выступают как синонимы.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как
одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не
являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки
одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях
могут либо постепенно, либо достаточно быстро исчезнуть. Исходя из этого, в
практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок»
необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». Систематизация
видов одаренности определяется критерием, положенным воснову классификации.
Критерии для классификации видов одаренности
Критерии

Виды
одаренности

вид деятельности и
обеспечивающие ее
сферы психики

Степень
сформированности
одаренности

форма
проявления

1) одаренность в
ремеслах
2) спортивная и
организационная
одаренность
3) интеллектуальная
одаренность
(одаренность в
области естественных
и гуманитарных наук,
интеллектуальных игр)

1)Актуальная
одаренность
(показатели
психического
развития ребенка
проявляются в более
высоком уровне
выполнения
деятельности в
конкретной
предметной области
по сравнению с
возрастной и
социальными
нормами)

1) Явная
одаренность
обнаруживает
себя в
деятельности
ребенка
достаточно ярко
и отчетливо (как
бы «сама по
себе»), в том
числе и при
неблагоприятных
условиях.

4) художественноэстетическая
одаренность
(хореографическая,
сценическая,

2)Потенциальная
одаренность
(ребенок имеет
лишь определенные
психические

2) Скрытая
одаренность
проявляется в
атипичной,
замаскированной

широта
проявлений в
различных
видах
деятельности
Общая
одаренность
проявляется по
отношению к
различным
видам
деятельности и
выступает как
основа ее
продуктивности,
определяя
уровень
понимания
ребенком
происходящего
глубину
мотивационной
и
эмоциональной
вовлеченности в
деятельность,
степень ее
целенаправленн
ости.
2) Специальная
одаренность
обнаруживает
себя в
конкретных

литературнопоэтическая,
изобразительная и
музыкальная)

возможности
(потенциал) для
высоких
достижений в том
или ином виде
деятельности, но не
может реализовать
свои возможности в
данный момент
времени в силу их
функциональной
недостаточности)

форме, она не
замечается
окружающими.

видах
деятельности и
обычно
определяется в
отношении
отдельных
областей
(поэзия,
математика,
спорт, общение
и т.д.).

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки:
 Наличие специфических стратегий деятельности. Для поведения одаренного
ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований
выполняемой деятельности, что позволяет открывать ему новые приемы и
закономерности;
 Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля
деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и
связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой
саморегуляции;
 Особый
тип
организации
знаний
одаренного
ребенка:
высокая
структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе
разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной
области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста
поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер
(увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие
закономерности);
 Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости
и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим
резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки:
 Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам
предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим
устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной
активности (физической, познавательной,
 художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило,
переживанием чувства удовольствия;
 Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной
любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за
пределы исходных требований деятельности;
 Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в
то или иное дело и, как следствие - поразительное упорство и трудолюбие;
 Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность
ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к
совершенству.
Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:
 Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности
ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий спектр его
способностей;
 Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за
поведением данного ребенка в разных ситуациях);












Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере
соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально
организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей
предметной деятельности и т.д.);
Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать
определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка
психологические «преграды» и т.п.;
Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей
квалификации в соответствующей предметной области деятельности
(математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует
иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при
оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к
актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны
ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной
образовательной
среды
с
выстраиванием
для
данного
ребенка
индивидуальной траектории обучения);
Преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие
дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как:
анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки
учителей и родителей, естественный эксперимент. Психометрические тесты
могут использоваться в качестве одного из множества других источников
дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного
ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия
решения о том, что данный ребенок является «одаренным» или
«неодаренным».
В реальной практике работы с одаренными детьми зачастую основное
внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившим свою
одаренность. Но, учитывая, что незаурядные результаты своей деятельности
демонстрирует сравнительно небольшая часть детей, а нереализованные
возможности, творческий потенциал, лежащий в основе одаренности, имеется у
каждого ребенка, очень большая часть детей с непроявленными или скрытыми
способностями оказывается вне внимания специалистов и потому не получает
необходимой для развития одаренности помощи и поддержки. Причины,
порождающие феномен потенциальной и скрытой одаренности, кроются в
специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях
его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных
взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Поэтому недостаточно работу
с одаренными детьми сводить лишь к поддержке того небольшого количества
детей, которые, в силу стечения благоприятных для их развития условий,
проявили свои способности. Даже при самых благоприятных условиях это
малое количество одаренных все же не сможет существенно повлиять на ход
развития региона и страны. Да и с точки зрения гуманизма такой подход себя
не оправдывает. В связи с этим проблема выявления одаренных детей может
быть переформулирована в проблему создания необходимых условий для
развития творческих способностей у всех детей без исключения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».