ОРКСЭ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ ПГО "Школа с. Косой Брод"

Рассмотрена на заседании педагогического совета
(Протокол № 1 от 30.08.2023 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3094402)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль "Основы светской этики"
для обучающихся 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную
составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по
каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и
специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат
перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к
социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный
подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения
выслушивать позицию партнѐра по деятельности, принимать еѐ, согласовывать
усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные
средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчѐркивают естественную открытость детей
этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость,
доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и
оскорблений. Всѐ это становится предпосылкой к пониманию законов
существования в социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению. Вместе с тем в процессе обу­чения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено
эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с
проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение








конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного
поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей (законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой
сферы личности с учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и
потребностей семьи;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ –
культурологический подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и еѐ значение в жизни
человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ



















ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой ре­лигии;
строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,
независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорб­ляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и





















находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и
средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ
принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике;
























использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа
и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
учѐтом особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных
учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять
нравственные
нормы
поведения;
осуждать
проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания
к своей работе, объективно их оценивать;




владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному
материалу
с
иллюстративным
материалом
и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
















Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных
на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в
российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные
нормы и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский
патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков,
исторического и культурного наследия и особенностей народов России,



















российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные,
семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и
традициях (не менее трѐх), религиозных праздниках (не менее двух разных
традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и
воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о
нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков);
российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона,
объяснять
еѐ
значение;
выражать
уважение
российской
государственности, законов в рос­сийском обществе, законных интересов и прав
людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся,
результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и
патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в
своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного





(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

№ п/п
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

тематическое планирование
Тема курса
Россия — наша Родина
Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы, принципы
Государство и мораль гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как источник российской
гражданской этики
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов
России. Природа и человек
Праздники как одна из форм исторической памяти
Семейные ценности. Этика семейных отношений
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
Что значит быть нравственным в наше время. Методы
нравственного самосовершенствования
Этикет
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России
Итого:

Количество
часов
1
8
1

5
2
1
2
7
4
3

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№ п/
п
1

2

3

4

4 КЛАСС – 34 ч
Тема

Россия — наша Родина
Россия – наша Родина. Роль культурных традиций в жизни
народов России, значение культурных традиций в жизни
человека, семьи, народа, общества. Культура и религия.
Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы, принципы
Этика и еѐ значение в жизни человека.
Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы, принципы.
Составление текстов-рассуждений на темы добра и зла,
моральных ценностей, идеалов.
Значение нравственности в жизни человека, семьи, народа,
общества, государства.
«Золотое правило» этики.
Рассуждение на морально-этические темы.
Образцы нравственности в культурах разных народов
Государство и мораль гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как источник российской
гражданской этики
Государство и мораль гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как источник российской
гражданской этики.
Образцы нравственности в культуре Отечества,
народов России. Природа и человек
Нравственные нормы жизни в обществе.
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов
России. Нравственные нормы на примерах образцов
поведения людей, исторических и литературных героев,

Количес
тво
часов
1
1

8
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

5
1
1

5

6

7

8

защитников Отечества в истории России и современности.
Бережное отношение к природе и личная ответственность
за это каждого человека.
Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы
нравственного поведения в культуре Отечества».
Гуманисты России. Писатели-гуманисты.
Праздники как одна из форм исторической памяти
Праздники как одна из форм исторической памяти народа,
общества, их значение для укрепления единства народа,
общества.
Российские праздники (государственные, народные,
религиозные, семейные), День народного единства, День
защитников Отечества и др. Праздники в своѐм регионе,
местности проживания.
Семейные ценности. Этика семейных отношений
Семейные ценности и этика семейных отношений. Семья,
отношения в семье на основе взаимной любви и уважения,
любовь и забота родителей о детях, любовь и забота детей
о нуждающихся в помощи родителях, уважение старших.
Семейные традиции народов России.
Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства
Трудовая мораль, нравственные традиции трудовой
деятельности, предпринимательства в России.
Трудолюбие, честный труд, уважение к труду, к
трудящимся людям, результатам труда (своего и других
людей).
Что значит быть нравственным в наше время. Методы
нравственного самосовершенствования
Что значит быть нравственным в наше время.
Нравственные поступки свои и других людей.
Соотнесение нравственных норм с анализом личного
опыта поведения.
Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы
нравственного поведения людей в современной жизни».
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы

1
1
1
2
1

1

1
1

2
1
1

7
1
1
1
1

9

10

морали. Нравственный выбор.
Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Этикет
Этикет. Правила поведения в обществе.
Нравственные нормы и правила этикета.
Этика и этикет. Целесообразность правил этикета.
Необходимость соблюдения правил этикета в разных
ситуациях. Народные пословицы и поговорки.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального
народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Российская светская этика, духовно-нравственная
культура многонационального народа России, их значение
в жизни человека, семьи, российского общества.
Сопоставление понятий «патриотизм», «Отечество»,
«многонациональный народ России», «служение»,
соотнесение определений с понятиями.

1
1
1
4
1
1
1
1
3

1

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/
Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.
Методическое пособие. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском
портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по
различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным
областям.
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и
подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по
дистанционному обучению.
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для
обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия,
методические материалы для учителя.
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий
разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».