Пллан ВУД НОО 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
"Школа с. Косой Брод"
Рассмотрен на заседании педагогического совета
(Протокол № 1 от 30.08.2023 г.)
Принят с учѐтом мнения Совета родителей
(Протокол № 1 от 30.08.2023 г.)

План
внеурочной деятельности
начального общего образования
(в соответствии с ФОП)
2023-2024 уч.г.

Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ (предметных, метапредметных, личностных), осуществляемую
в формах, отличных от урочной.
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы.
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
При разработке Плана использовались следующие документы:
 Закон Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286
 Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020 №16 «Об утверждении СП 3.1/2.4.3598-20
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28
декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
2

7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Принципы организации внеурочной деятельности.
Организуя внеурочную деятельность школьников, педагогу рекомендуется
придерживаться следующих принципов.
Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою» внеурочную
деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет укрепить контакты
педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного
восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды
деятельности.
Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность не
столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им возможность взять на себя
ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала
за фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая
свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность.
Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к
установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это
поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому
дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее,
чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов
для подражания.
Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься
ребенку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем
информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на
занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда
будет формироваться его мировоззрение, его собственная жизненная позиция.
Формы организации внеурочной деятельности
Формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные
курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные
мероприятия,
дискуссионные
клубы,
секции,
экскурсии,
миниисследования; общественно полезные практики и др. В целях реализации плана
внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться
использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного
образования,
профессиональные
образовательные
организации,
организации
физкультуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами. В этом случае внеурочная
деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и
на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной
деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др.
Внеурочная деятельность осуществляется в системных формах (секции, кружки,
факультативы) и несистемных формах (традиционные мероприятия, классные часы,
предметные недели, фестивали проектной деятельности, акции, экскурсии, круглые столы,
конференции, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, компьютерные
занятия, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики,
соревнования и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений. Часы для организации внеурочной деятельности
3

вынесены за рамки учебного плана урочной деятельности. При организации внеурочной
деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут
принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной
школы, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, учительдефектолог, логопед, библиотекарь и др.).
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО образовательная
организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной
деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в
части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, заместитель директора по
воспитательной работе.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
1)
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
2)
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
3)
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
4)
использование форм организации, предполагающих использование средств
ИКТ.
Модель внеурочной деятельности
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно
использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или
иного вида деятельности:
 учебно - познавательной деятельности;
 с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
 с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
В МБОУ ПГО "Школа с. Косой Брод" используется модель с преобладанием учебнопознавательной деятельности. Содержательное наполнение данной модели: наибольшее
внимание уделяется углубленному изучению отдельных предметов, формированию
функциональной грамотности.
Основные направления внеурочной деятельности
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная

деятельность направлена на физическое развитие
4

школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
3. Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется
как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационно-просветительская деятельность предполагает учебные курсы и
занятия знаниями родной истории, истории родного края, пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом, сохранением природы, а также
формирование представлений младших школьников о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Познавательная (интеллектуальная) деятельность —
система
интеллектуальных соревновательных мероприятий, занятия по развитию функциональной
грамотности, углубленному изучению отдельных предметов, занятия, которые призваны
развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и
способности к самообразованию, включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
Социокультурная деятельность – занятия по развитию общекультурного уровня
обучающихся, развитию социальных умений, формирование знаний о разнообразии мира
профессий, истории родного края (краеведение).
7.

Режим организации внеурочной деятельности
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного
учреждения. План включает в себя следующие нормативы:
- недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
- недельное количество часов на реализацию программ по каждому
направлению развития личности;
- количество
групп
по
направлениям. Продолжительность учебного
года составляет:
1 класс - 33 недели;
2-4 классы - 34 недели.
Продолжительность учебной недели: 1-4 классы - 5 дней.
Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в
не превышает предельно допустимую.
5

Продолжительность одного занятия составляет 35 минут (один час занятий) для
учащихся 1 класса, для учащихся 2-4 классов - 40 минут, если занятия спаренные - 70
минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и
проветривания помещений (в соответствии с нормами СанПин.),.
План внеурочной деятельности
2023 – 2024 учебный год
Направления
внеурочной
деятельности
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическая творческая
деятельность
Информационнопросветительская
деятельность
Познавательная
(интеллектуальная)
деятельность

Название
курса
Если хочешь
быть здоров

Форма
организации
внеурочной
деятельности

Количество часов в неделю
1
класс

Курс

2
класс

3
класс

4
класс

1

1

1

Несистемная деятельность:
Фестиваль проектов "Исторические места моей малой родины"
Самопознание

Курс

1

Концерты, выставки, фестивали в рамках Программы воспитания
Разговоры о
важном

Курс

Самый умный
Смысловое
чтение

Социо-культурная
деятельность

1

1

1

1

Курс

1

1

1

Курс

1

1

1

Орлята России
разновозрастное объединение

Недельный объем внеурочной
деятельности

5

10

10

10

Количество учебных недель

33

34

34

34

Объем внеурочной деятельности за год

165

340

340

340

Общий объем внеурочной деятельности

1185

6

При разработке рабочих программ внеурочной деятельности по каждому направлению
учитывается уровень планируемых результатов:
Уровень

Особенности возрастной
категории
Восприимчивость к новому
социальному
знанию,
стремление понять новую
школьную реальность

Действия педагога

2 уровень
(2-3 класс)
Получение
школьником опыта
переживания и
позитивного
отношения к базовым
ценностям общества

Во втором и третьем классе,
как правило, набирает силу
процесс развития детского
коллектива, резко
активизируется
межличностное
взаимодействие младших
школьников друг с другом

3 уровень
(4 класс) Получение
школьником опыта
самостоятельного
общественного
действия.

Потребность в
самореализации, в
общественном признании,
желаниями проявить и
реализовать свои
потенциальные
возможности, готовность
приобрести для этого
новые необходимые
личностные качества и
способности

Создание педагогом
воспитательной среды, в
которой ребенок способен
осознать, что его поступки,
во-первых, не должны
разрушать его самого и
включающую его систему
(семью, коллектив, общество
в целом), а во-вторых, не
должны привести к
исключению его из этой
системы.
Создание к четвертому классу
для младшего школьника
реальной возможности
выхода в пространство
общественного действия т.е.
достижения третьего уровня
воспитательных результатов.
Такой выход для ученика
начальной школы должен
быть обязательно оформлен
как выход в дружественную
среду. Свойственные
современной социальной
ситуации конфликтность и
неопределенность должны
быть в известной степени
ограничены.
Однако для запуска и
осуществления процессов
самовоспитания необходимо,
прежде всего, сформировать у
ребенка мотивацию к
изменению себя и
приобретение необходимых

1 уровень
(1 класс)
Приобретение
школьником
социальных знаний

Педагог должен поддержать
стремление ребенка к новому
социальному знанию, создать
условия для самого
воспитанника в
формировании его личности,
включение его в деятельность
по самовоспитанию
(самоизменению).

7

новых внутренних качеств.
Без решения этой проблемы
ученик попросту окажется
вне пространства
деятельности по
самовоспитанию, и все
усилия педагога будут
тщетны.
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Реализация внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего
образования - личностных и метапредметных.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Планируемые результаты по каждому направлению внеурочной деятельности и форма
оценки их достижения конкретизируются в рабочих программах курсов внеурочной
деятельности.
Эффекты реализации внеурочной деятельности:
• увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
• воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, краю, чувства
гордости, что я – гражданин России;
• воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, в конечном счете,
основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом
системы ценностей.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации плана внеурочной деятельности используются учебные кабинеты,
компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, кабинеты Центра «Точка Роста».

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».