УП ФАООП УО 1-9 класс

Учебный план обучающихся 1–9-х классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по варианту 1
на 2023-2024 учебный год
I Общие положения.
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с умеренной степенью
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Учебный план ГКОУ Никольской школы - интерната, сформирован в соответствии:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 ФАОП УО (ИН) для детей ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения от
24.11.2022 № 1026;
 ФГОС УО (ИН) ОВЗ, утвержденным приказом Минобнауки от 19.12.14 № 1599;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
России от 28.01.2021.
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115.


Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1-м
дополнительном и в 1-м классе и 34 учебных недель в году с 2-го по 9-й класс.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
 формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
 формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
направлена на увеличение часов обязательной части учебного плана.
II. Выполнение санитарно - гигиенических нормативов в учебном плане:
Учебный план разработан с учетом соблюдения норм максимально допустимой
нагрузки школьников при пятидневной учебной неделе:
Максимально допустимая недельная нагрузка
в академических часах
Классы
При 5-дневной неделе, не более
1 класс
21 часа
2 класс
23 часа
3 класс
23 часа
4 класс
23 часа
5 класс
29 часов
6 класс
30 часов
7 класс
30 часа
8 класс
30 часов
9 класс
30 часов
Школа – интернат работает в режиме пятидневной учебной недели в соответствии с
календарным графиком на 2023-2024 учебный год.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований: учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую
смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут
каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый); рекомендуется организация в
середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних задании;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном
режиме обучения.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках
проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
В оздоровительных целях в школе созданы условия для реализации биологической
потребности организма детей в двигательной активности (в объёме не менее 2 часов);
- гимнастика до учебных занятий;
- динамические паузы в середине учебного дня;
- проведение гимнастики и физкультминуток на уроках; подвижные игры на переменах;
- уроки физической культуры;
- внеклассные спортивные мероприятия.
Кружки и коррекционно-развивающие занятия проводятся во второй половине дня после
уроков.
III. Содержание учебного плана.
Учебный план состоит из трёх частей – обязательной, части, формируемой участниками
образовательных отношений и внеурочной деятельности, включающую в себя
коррекционно- развивающую область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей в соответствии с ФГОС УО (ИН) и ФАОП.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
 формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
 формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
направлена на увеличение часов обязательной части учебного плана.
Коррекционно – развивающая область в 1-9 классах (6 часов в неделю).
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено в
соответствии
с
ФАОП
коррекционными
занятиями:
логопедическими,
психокоррекционными и ритмикой. Коррекционно-развивающее направление является
обязательным и поддерживает процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) содержания АООП.
Коррекционно-развивающая область представлена Ритмикой и коррекционными занятиями
(логопедическими, психокоррекционными).
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем
в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений.
Основные направления работы:
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование
высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие
способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и
развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в
группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной
регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и
контролю). Данный курс ведётся психологом и учителями -дефектологами.

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель психокорреционных
занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися,
направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся;
формирование навыков адекватного поведения
Ритмика
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в
процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового
образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Основные направления работы по ритмике:
упражнения на ориентировку в пространстве;
ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения
на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
упражнения с детскими музыкальными инструментами;
игры под музыку;
танцевальные упражнения.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в 1-9 классе – до 4 часов в
неделю.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяется расписанием учебных занятий и графиком работы кружков и секций школы интерната. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается
при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
IV.Формы промежуточной аттестации обучающихся.
(1-9 КЛАССЫ)
В 1-м классе и 1-м дополнительном классе промежуточная аттестация не проводится.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со второго полугодия 2-го
класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
В процессе оценки достижения планируемых предметных результатов используются
формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные
работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка,
наблюдения).
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули
Формы промежуточной аттестации

Русский язык

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Чтение

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Чтение (Литературное чтение) Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ
Речевая практика
Математика

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Мир природы и человека

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Рисование (изобразительное
искусство)

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Музыка

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Ручной труд

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Адаптивная физическая
культура

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Коллейдоскоп профессий

Карта развития жизненных компетенций по внеурочному
курсу

«Культура безопасности»

Карта динамики развития жизненных компетенций по
внеурочному курсу

Логопедические занятия
Развитие психомоторики
сенсорных процессов

Текущий мониторинг динамики развития
и Текущий мониторинг динамики развития

Ритмика

Текущий мониторинг динамики развития

Русский язык

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Чтение
(Литературное чтение)

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Математика

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Информатика

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Природоведение

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Биология

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

География

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Мир истории

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Основы социальной жизни

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

История Отечества

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Рисование

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Музыка

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Адаптивная
культура

физическая Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

Профильный труд

Основы
грамотности

Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных
работ

компьютерной Карта динамики развития жизненных компетенций по
внеурочному курсу

Учебный план (недельный) АООП (вариант 1)

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2023 -2024 учебный год
(1-4 класс)

Предметные
области

Классы

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание
3.1.Мир природы и
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Рисование
(изобразительная
деятельность)
5.
Физическая 5.1.
Адаптивная
культура
физическая культура

Количество часов в год
I
II
III
IV

3
3
2
3
2

4
4
2
5
1

4
4
2
5
1

4
4
2
5
1

1
1

1
1

1
1

1
1

3

3

3

3

6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
КоррекционноЛогопедические
развивающие
Развитие
занятия
психомоторики
и
сенсорных
процессов
Ритмика

2
21
21

2
23
23

2
23
23

2
23
23

6

6

6

6

3

3

3

3

2

2

2

2

1

1

1

1

Внеурочная деятельность
Коммуникативная
«Разговоры
о
деятельность
важном»
Информационная
Коллейдоскоп
культура
профессий
«Культура
безопасности»
ХудожественноРадуга (реализуется
эстетическая
воспитателями)
творческая
деятельность
Итого

4
1

4
1

4
1

4
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

32

33

33

33

Учебный план (недельный) АООП (вариант 1)

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2023 -2024 учебный год
(5-9 класс)

Предметные
области

Классы

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание 3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.
Человек
и 4.1. Мир истории
общество
4.2. Основы социальной
жизни
4.3. История Отечества
5. Искусство
5.1. Рисование
5.2. Музыка
6.
Физическая 6.1. Адаптивная
культура
физическая культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
КоррекционноЛогопедические
развивающие
Психокоррекционные
занятия
занятия (психолог)
Психокоррекционные
занятия (учитель дефектолог)
Ритмика
Направления внеурочной деятельности
Спортивно
– ОФП
оздоровительная
деятельность
Коммуникативная
«Разговоры о важном»
деятельность
Информационная
Основы
культура
компьютерной
грамотности
«Россия
–
мои
горизонты»
Общество и Я

Количество часов в неделю
VII
VIII
V
VI

IX

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

5
1
2
2

4
2
2
2
2

4
1
2
2
2

4
1
2
2
2

4
1
2
2
2

2
1
2

1
1
2

2
2

2
2

2
2

6
29

6
30

7
30

7
30

7
30

6

6

6

6

6

2
1

2
1

2
1

2
1

2
1

2

2

2

2

2

1
4
1

1
4
1

1
4
1

1
4
1

1
4
1

1

1

1

1

1

1

-

1

1

1

1

1

-

-

-

-

Художественноэстетическая
творческая
деятельность

Радуга (реализуется 1
воспитателями)

-

1

1

1

Итого

40

40

40

40

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».